Б.С. Якоби - инженер - электротехник. 

Начало промышленной электрохимии 

Борис Семенович Якоби (настоящее имя Мориц Герман Якоби) (1801–1874), российский ученый, изобретатель и экспериментатор, член Петербургской Академии Наук. Родился в Потсдаме. Учился в Геттингенском университете. В 1834 переехал в Кенигсберг, в 1835 — профессор Дерптского университета, с 1837 жил в Петербурге.

Борис Семенович Якоби (1801-1874 гг.)

Приняв предложение Петербургской академии наук, был прикомандирован к комиссии для «исследования

Двигатель Якоби

электромагнитных притяжений и законов намагничивания железа».  Летом 1839 в Санкт-Петербурге осуществил первое в мире практическое испытание электрического двигателя собственной конструкции. Двигатель питался от батареи гальванических элементов Гроува. Изобрел в 1834 электродвигатель с вращающимся рабочим валом, открыл явление возникновения обратной э. д. с., построил лодку с электродвигателем мощностью 1 л. с. Дав подробное описание конструкции и принципа работы двигателя, Якоби проанализировал его экономическую эффективность и пришел к выводу о нецелесообразности его применения. Паровая машина была более эффективна.

В 1838 изобрел гальванопластику и много сделал для ее внедрения в печатное и монетное дело, для изготовления художественных. Чтобы познакомить со своим изобретением европейских ученых, сделал гальванопластическую копию с металлической пластинки, на которой было выгравировано: «Фарадею от Якоби с приветствием» и отправил ее Фарадею в Англию. Английский ученый прислал ответ: «Меня так сильно заинтересовало Ваше письмо и те большие результаты, о которых Вы даете мне такой обстоятельный отчет, что я перевел его и передал почти целиком издателям «Философикал мэгэзин» в надежде, что они признают эти новости важными для своих читателей...».

Фарадей не ошибся. Мастерские гальванопластики стали возникать во всех странах, а отчет Якоби, представленный на Всемирной выставке 1867 года в «Записках Академии наук», оказался одним из самых популярных экспонатов. Создал телеграфный аппарат и с его помощью организовал линию связи между Зимним дворцом, Царскосельским дворцом и Главным штабом. Во время Крымской войны (1853–1856) разработал новый метод подрыва мин с помощью магнитоэлектрической машины.

Сконструировал ряд телеграфных аппаратов, один из первых построил подземные (кабельные) телеграфные линии, в частности линию Петербург — Царское село длиной 25 км. Много сделал для создания отечественного электротехнического оборудования, построил ряд электротехнических приборов — вольтметр, проволочный эталон сопротивления, несколько конструкций гальванометров, регулятор сопротивления и т. д.

 

В истории мировой техники российский академик Б.С. Якоби занимаетодно из выдающихся мест. Его творчество было исключительно многогранно. Личность Б.С.

Телеграфный аппарат Якоби

Якоби представляет несомненный интерес редким для его времени гармоничным сочетанием научного и инженерного направлений деятельности.

Б.С. Якоби обогатил зарождавшуюся электротехнику крупными изобретениями. Он развил учение об

электромагнетизме своими работами в области электрических машин, электротелеграфии, военной электротехнике, метрологии, электрохимии. Последнее воплотилось в изобретении гальванопластики как метода получения точных копий с рельефного оригинала электролитическим осаждением металла.

Имя Б.С. Якоби неразрывно связано с историей науки и образования в России, с

 деятельностью Российской Академии Наук, где он плодотворно работал в течение 40 лет.

Широкое использование идей и инженерных решений Б.С. Якоби в XX веке привело к созданию новых направлений в науке и технике.

 

Дальше --> <-- Назад Содержание Разделы
Hosted by uCoz