Б.С. Якоби - инженер - электротехник. Начало промышленной электрохимии |
|
Борис Семенович Якоби (настоящее имя Мориц Герман Якоби) (1801–1874), российский ученый, изобретатель и экспериментатор, член Петербургской Академии Наук. Родился в Потсдаме. Учился в Геттингенском университете. В 1834 переехал в Кенигсберг, в 1835 — профессор Дерптского университета, с 1837 жил в Петербурге. |
|
Приняв предложение Петербургской академии наук, был прикомандирован к комиссии для «исследования |
|
электромагнитных притяжений и законов намагничивания железа». Летом 1839 в Санкт-Петербурге осуществил первое в мире практическое испытание электрического двигателя собственной конструкции. Двигатель питался от батареи гальванических элементов Гроува. Изобрел в 1834 электродвигатель с вращающимся рабочим валом, открыл явление возникновения обратной э. д. с., построил лодку с электродвигателем мощностью 1 л. с. Дав подробное описание конструкции и принципа работы двигателя, Якоби проанализировал его экономическую эффективность и пришел к выводу о нецелесообразности его применения. Паровая машина была более эффективна. |
В 1838 изобрел гальванопластику и много сделал для ее внедрения в печатное и монетное дело, для изготовления художественных. Чтобы познакомить со своим изобретением европейских ученых, сделал гальванопластическую копию с металлической пластинки, на которой было выгравировано: «Фарадею от Якоби с приветствием» и отправил ее Фарадею в Англию. Английский ученый прислал ответ: «Меня так сильно заинтересовало Ваше письмо и те большие результаты, о которых Вы даете мне такой обстоятельный отчет, что я перевел его и передал почти целиком издателям «Философикал мэгэзин» в надежде, что они признают эти новости важными для своих читателей...». Фарадей не ошибся. Мастерские гальванопластики стали возникать во всех странах, а отчет Якоби, представленный на Всемирной выставке 1867 года в «Записках Академии наук», оказался одним из самых популярных экспонатов. Создал телеграфный аппарат и с его помощью организовал линию связи между Зимним дворцом, Царскосельским дворцом и Главным штабом. Во время Крымской войны (1853–1856) разработал новый метод подрыва мин с помощью магнитоэлектрической машины. |
Сконструировал
ряд телеграфных аппаратов, один из
первых построил подземные (кабельные)
телеграфные линии, в частности линию
Петербург — Царское село длиной 25 км.
Много сделал для создания
отечественного электротехнического
оборудования, построил ряд
электротехнических приборов —
вольтметр, проволочный эталон
сопротивления, несколько конструкций
гальванометров, регулятор
сопротивления и т. д.
В истории мировой техники российский академик Б.С. Якоби занимаетодно из выдающихся мест. Его творчество было исключительно многогранно. Личность Б.С. |
|
Якоби представляет несомненный интерес редким для его времени гармоничным сочетанием научного и инженерного направлений деятельности. Б.С. Якоби обогатил зарождавшуюся электротехнику крупными изобретениями. Он развил учение об |
электромагнетизме своими работами в области электрических машин, электротелеграфии, военной электротехнике, метрологии, электрохимии. Последнее воплотилось в изобретении гальванопластики как метода получения точных копий с рельефного оригинала электролитическим осаждением металла. Имя Б.С. Якоби неразрывно связано с историей науки и образования в России, с |
|
деятельностью Российской Академии Наук, где он плодотворно работал в течение 40 лет. Широкое использование идей и инженерных решений Б.С. Якоби в XX веке привело к созданию новых направлений в науке и технике.
|